РусскийБеларускiEnglish

 

Управление по образованию администрации Ленинского района г. Минска

Государственное учреждение образования

 "Средняя школа №123 г. Минска"

                  

 

 

Одно окно | Об учреждении | Учащимся | Родителям | Воспитательная работа | Инновации | "ШАГ"- "Школа Активного Гражданина" | Школьный альбом | Творчество учащихся | Сервисы

 

 

 

 

 

 


Девиантное поведение подростков: профилактика, диагностика, коррекция

В подростковом возрасте ребенок превращается во взрослого человека. Социальное и психическое становление происходит на фоне полового созревания. В связи с этим все подростки в той или иной степени испытывают психический дискомфорт, который вызывает негативные эмоциональные и поведенческие реакции. Часто поведение подростков становится проблемой для родителей, педагогов или сверстников. В этом случае говорят о поведенческих девиациях или отклонениях от общественных норм. Когда родителям необходимо думать об обращении к детским и подростковым психологам, как предупреждать и корректировать поведенческие отклонения? Давайте разбираться.

Поведение людей регулируется их внутренними убеждениями и общественными правилами. Например, взрослый человек здоровается с соседями, не выбрасывает мусор из окна и не курит в общественном транспорте, так как имеет определенные убеждения и усвоил социальные нормы поведения. Как отмечалось выше, в подростковом возрасте происходит психическое и общественное становление ребенка. Он может нарушать те или иные социальные нормы, так как еще их не усвоил. Но часто подростки сознательно и целенаправленно нарушают общественные правила поведения. Например, они знают, что нельзя курить или уходить с уроков, но делают это. В этом случае речь идет о девиантном поведении (от латинского deviatio — отклонение).

Коррекция и профилактика девиантного поведения подростков

В большинстве случаев для коррекции девиаций у подростков достаточно целенаправленного воспитательного воздействия в семье  и в учебном заведении. Однако план коррекционных мероприятий составляется во время консультации детского и подросткового психолога. В некоторых ситуациях ребенку необходима длительная профессиональная коррекция и психотерапия. К таким случаям относятся любое противоправное поведение, угроза формирования алкогольной или наркотической зависимости, суицидальные попытки, неспособность подростка адаптироваться к общественным нормам.

Что могут сделать для профилактики подростковых девиаций родители? Во-первых, соблюдайте рекомендации педагогов и психологов и учитывайте особенности психологии подростков, оценивая развитие своего ребенка и воспитывая его. Во-вторых, создавайте условия для здорового развития социальных связей подростка. Для этого предложите ребенку выбрать интересную для него физкультурно-спортивную секцию, организуйте досуговые мероприятия, постарайтесь привить ребенку интерес к полезной для него деятельности. В-третьих, обсуждайте с подростком интересующие его вопросы и уделяйте внимание поведенческим проблемам. Постарайтесь понять, почему ребенок, например, стремится прогулять урок или проявляет интерес к сигаретам.

Рекомендации родителям

Зная основные причины того, почему поведение ребенка начинает отклоняться от нормы, можно заранее предотвратить их. Однако родители должны помнить, что предупреждение девиантного поведения это, прежде всего доверие в семье и близкое общение с ребенком. Именно семейные конфликты зачастую приводят к непоправимым последствиям. Если же время было упущено, то коррекция девиантного поведения возможна несколькими путями:

1. Информирование ребенка и повышение его психологической грамотности относительно тех внутриличностных проблем, с которыми он столкнулся. Здесь могут помочь научные данные, опыт других людей и т.п.

2. Воспитание метафорой. Самый простой и действенный способ найти общий язык с подростком это общение с ним на языке метафор. Важно рассказать ему, что вы прошли через те же самые проблемы, что и он. Это не только будет развивать доверие, но и хорошо разрядит обстановку

3. Занятия в различных секциях. Отдав ребенка в спорт или творческую группу, можно направить его интересы и энергию в положительное русло.

4. Если самостоятельные способы найти общий язык с трудным ребенком не представляется возможным, нужно обратиться к помощи психолога. Профессиональная консультация поможет ребенку разобраться в себе и уладить внутрисемейные конфликты.

Бродяжничество.

Почему это происходит? И что с этим делать?

Уход из дома – наиболее явное выражение потребности в самостоятельности, свойственной подростковому возрасту. Такое поведение является своеобразной формой выражение протеста или обиды на родителей, учителей и других близких людей.

Факторы, способствующие уходу подростков из дома:

Нездоровая семейная обстановка. Как правило, объясняя свой уход, беглецы говорят о конфликтах и ссорах с родителями, желании независимости, придирчивости и недоброжелательности со стороны взрослых.

В некоторых случаях бегство из дома это кульминация целой серии конфликтов и проблем в семье. Существует точка зрения, что уход из дома, вызванный конфликтом, - попытка подростка заявить о себе в условиях семьи, ограничивающей его свободу и развитие личности. Чаще всего по такой причине из дома уходят мальчики. Девочки обычно убегают из-за трудностей в личной жизни, осложненных плохим взаимопониманием со стороны родителей и других взрослых. Покинувшие дом «беглянки» упрекают родителей в излишней строгости и чрезмерном контроле за их поведением, в то время как мальчики, напротив, говорят о минимальном контроле и безразличии со стороны родителей. Многие из них, настолько поглощены своими проблемами, что у них почти нет времени для детей, а те, в свою очередь, убеждены, что дома они никому не нужны.

Следующим, не маловажным фактором является, давление со стороны учителей, трудности и неудачи в школе.

Дети, которым трудно дается учеба, не очень нравятся учителям, их могут оставлять на второй год, стремятся бросить школу, избавиться от всех связанных с ней неприятностей.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что первые побеги происходят в страхе перед возможным физическим наказанием со стороны родителей, а также их финансовыми проблемами, уходом кого-либо из родителей из семьи, появлением отчима или мачехи и избеганием сексуального насилия. Или учителей, наказывающих за плохое поведение или отметку. Самовольные уходы связаны с реакцией детей и подростков на стрессовые ситуации.

Мотивы самовольных уходов из дома:

- Ушедшие от кого-то или чего-то. Те подростки, которые вынуждены, подчинятся чужой воле.

- Ушедшие к кому-то или чему-то. Те подростки, которые ищут удовольствия и стремятся туда, где возможна полная свобода действий. Обычно они с удовольствием воспринимают свое бегство, им очень нравятся люди, которых они встречают в новой вольной жизни. Такие «беглецы» обычно не возвращаются до тех пор, пока их не найдут. Обычно такие подростки очень импульсивны, самостоятельны в выборе решений, не первый раз убегают.

Существуют три типа «беглецов»:

1. «Беглецы - исследователи». Они сообщают родителям, что покидают их, оставляя записку. Если таких детей и подростков не задерживают правоохранительные органы, они возвращаются сами, по собственной воле. Искатели приятного общества в основном имели конфликты с родителями по главному, с их точки зрения вопросу: рано приходить домой, или запрета участвовать в каком-либо важном для них событии. Они тайно покидали дом, чтобы заняться запрещенным делом.

2. «Беглецы - шантажисты». Такие дети имеют более серьезные и длительные конфликты с родителями по разным поводам, поэтому они уходили, чтобы заставить родителей принять их условия.

3. «Беглецы от опасности» убегали, чтобы избавиться от угрозы физического и сексуального насилия со стороны родителей или опекунов. Такие подростки часто осложняют себе жизнь употреблением наркотиков и алкоголя.

Уходы из дома могут быть вызваны следующими причинами:

- внезапные, спонтанные изменения в настроении подростков;

- импульсивно возникшие влечения;

- с целью развлечения;

- как реакция протеста на чрезмерные требования в семье;

- как реакция на недостаточное внимание со стороны близких, родных;

- как реакция тревоги и страха наказания;

- вследствие фантазерства и мечтательности;

- как следствие жестокого обращения со стороны товарищей;

- как немотивированная тяга к перемене обстановки, которой предшествует скука, тоска.

Важно отметить, что уходы из дома осуществляются в одиночку либо группой подобных лиц, без всякой подготовки и раздумий о возможных трудностях и лишениях. Подростки ночуют, где придется, питаются впроголодь, попрошайничая или воруя.

Стремление к бродяжничеству может возникать периодически, или может быть связано с сезонными факторами (весенне-летние, летне-осенние циклы). При частых уходах, такие подростки нередко попадают в компании с людьми с асоциальным поведением и начинают привыкать к такому образу жизни. Ведь для поддержания своей жизни детям приходится заниматься всевозможными видами незаконной деятельности.

 



 

 

 

                  

           

 

г. Минск, пр-т Рокоссовского, 127А

тел. (017) 368-56-85, (017) 368-59-15, e-mail: sch123@minsk.edu.by

1141101635-регистрационный номер,16.06.2011 г.