Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Архив новостей

06.07.2016

7 июля – День профилактики алкоголизма

Алкоголизм это медленно прогрессирующие заболевание, характеризующееся патологическим влечением к спиртным напиткам, развитием абстинентного (похмельного) синдрома при прекращении употребления алкоголя, а в далеко зашедших случаях – стойкими соматоневрологическими расстройствами и постепенным развитием психической деградации.

Развитие алкоголизма непосредственно связано с уровнем алкоголизации населения в каждой конкретной стране.

Согласно официальной статистике, ежегодное потребления алкоголя на душу населения в Республике Беларусь с 2011 г. начало постепенно снижаться и на начало 2016 г. составило 9,05 л.

В 2015 году от случайного отравлением алкоголем в Республике Беларусь умерло более 1,3 тыс чел., в 2014 году более 1,5 тыс. чел. По данным Министерства внутренних дел Республики Беларусь в 2015 г. в состоянии алкогольного опьянения совершено более 17 тыс. преступлений, в 2014 г. более 18 тыс. Пьянство и алкоголизм
по-прежнему остаются основной причиной, повышающей риск возникновения пожаров, травматизма и гибели людей от них. За 2015 г. по вине лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения в жилищном фонде погибли более 350 человек.

За распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива на улице, стадионе, в сквере, парке, общественном транспорте или в других общественных местах, кроме мест, предназначенных для употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, либо появление в общественном месте в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и нравственность к административной ответственности привлечено без малого 350 тыс. чел.

По данным исследователей средняя продолжительность жизни пациентов с алкоголизмом приблизительно на 15 лет меньше, чем людей, не злоупотребляющих спиртными напитками. Обобщая результаты различных исследований, можно отметить, что у лиц с алкоголизмом частота развития панкреатитов достигает 60%; гастритов и язвы желудка – 20%; туберкулеза – 15-20%; кардиомиопатии – 26-83%. За период злоупотребления спиртными напитками у каждого четвертого больного формируется серьезная патология сердечно-сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта, и у каждого двадцатого – патология органов дыхания.

Алкоголизм всегда формируется постепенно, вырастая из эпизодического употребления и перерастая в систематическое принятие алкоголя, злоупотребление им, принятие спиртных напитков по поводу, а в дальнейшем без всякого повода и поиском причин принятия алкоголя, формирования влечения, изменением черт характера, а в дальнейшем полной деградацией личности, дистрофией и деструкцией органов и организма в целом. Обычно развитие алкоголизма проходит три стадии.

Алкоголизм в первой стадии – этот этап заболевания складывается из следующих симптомов: первичное патологическое влечение к алкоголю, снижение количественного контроля, рост толерантности, алкогольные амнезии. Продолжительность стадии бывает различной, но чаще всего от 1 года до 6 лет.

На второй стадии заболевания утяжеляются прежние симптомы: патологическое влечение к алкоголю, снижение количественного контроля, нарастающая толерантность, амнезия опьянения. Алкогольные амнезии становятся систематическими и принимают характер так называемых палимпсестов (когда нарушения памяти касаются отдельных эпизодов периода опьянения).

Абстинентный синдром вначале исчерпывается элементарными вегетативными нарушениями, но по мере развития второй стадии дополняется более тяжелыми соматическими и психопатологическими проявлениями. Продолжительность расстройств не превышает суток. Неврологические симптомы: крупноразмашистый тремор пальцев рук, конечностей, вплоть до генерализованного тремора, сходного с дрожью при ознобе, неточность движений с нарушением походки; повышение и неравномерность сухожильных рефлексов, нарушения сна, слабость, разбитость. 

Алкоголизм в третьей стадии: влечение к алкоголю проявляется очень интенсивно и не сопровождается борьбой мотивов, утрата количественного контроля сопровождается потерей контроля ситуационного, снижается устойчивость к алкоголю (один из главных признаков), происходит переход от крепких спиртных напитков к напиткам с низким содержанием алкоголя, поведение характеризуется придирчивостью, раздражением, недовольством, угрюмой напряженностью, злобой. Абстинентный синдром проявляется в развернутой форме, когда физические и психические расстройства сосуществуют. Развернутый абстинентный синдром длится более 5 дней. Изменения личности определяются алкогольной деградацией и характеризуются эмоциональным огрубением, исчезновением семейных привязанностей и общественного долга, снижением этических норм, утратой критики, утратой инициативы и работоспособности, ухудшением памяти. Происходит поражение органов пищеварительной системы (гепатиты, циррозы печени, панкреатиты, атрофические гастриты), развиваются полиневриты.

Алкоголизм у подростков развивается быстрее, чем у взрослых, и заболевание протекает более злокачественнее. Те концентрации алкоголя в крови, которые у взрослых вызывают лишь незначительные нарушения, у молодых людей могут повлечь за собой тяжелые отравления с возникновением неврологических расстройств, не исчезающих месяцы, годы или остающиеся на всю жизнь.

В подростковом возрасте любой алкоголь, даже в очень малом количестве, наносит организму непоправимый вред. На несформировавшийся молодой организм он действует наиболее грубо, затрагивая личностные качества подростка, психическое и физическое здоровье, ведет к нарушениям репродуктивной функции у девушек – подростков. Алкоголь является наиболее частой причиной нежелательной беременности у юных девушек, беспорядочных половых связей, опосредованно увеличивается риск распространения инфекций передающихся половым путем (ИППП) и ВИЧ/СПИДа.

Существует зависимость между употреблением алкогольных напитков учащейся молодежью и снижением уровня ее успеваемости. Употребление алкоголя входит в тройку прочих факторов, негативно влияющих на успеваемость. Употребление в любых количествах представляет основную социальную опасность и опасность для здоровья несовершеннолетних.

Исследования показывают, что подростки, которые пьют алкоголь, чаще всего испытывают:

проблемы в школе: низкая посещаемость и низкие или неудовлетворительные оценки;

нарушение нормального роста и сексуального развития;

социальные проблемы, такие как драки и неучастие в подростковой деятельности;

проблемы с законом, такие как аресты за вождение или причинение физического вреда кому-либо в состоянии алкогольного опьянения;

физические проблемы, такие как похмелье или плохое самочувствие;

высокий риск самоубийств и убийств.

Даже умеренный прием алкоголя в подростковом возрасте равносилен злоупотреблению спиртным.

Даже при концентрации алкоголя в крови 0,5-0,6% у подростка может наступить смерть.

Юношеский мозг очень уязвим, поскольку он находится в состоянии функционального и структурного изменения. Присутствующий в алкогольных напитках этанол способен причинить развивающемуся мозгу огромный вред. Экспериментально было доказано, что даже не особо частое употребление алкоголя может почти вдвое ухудшить способности мозга обучаться чему-либо новому. При частом употреблении алкоголя мыслительное развитие приостанавливается, нарушается формирование этических и нравственных норм, а уже присутствующие навыки могут ухудшиться или пропасть. По сути, при воздействии алкоголя юный мозг тупеет и интеллектуально, и морально, а алкогольная зависимость развивается в разы быстрее.

Несформированный организм подростка очень быстро привыкает к большим дозам спиртного. Поэтому существует высокий риск того, что подросток может пристраститься к алкоголю, если он часто пьет даже слабые алкогольные напитки. Опасность усиливается еще и легкомысленным отношением к алкоголю. Многие подростки считают, что если пару раз в неделю выпить что-либо спиртное, то ничего не случится. Но риск существует, даже если несовершеннолетний выпивает три-четыре раза в месяц. Такая частота употребления спиртного считается наркологами систематическим употреблением алкоголя.

 

Подходы к профилактике алкоголизма среди  несовершеннолетних

 Основой противоалкогольной пропаганды среди подростков и их родителей обязан стать принцип недопустимости использования алкоголя несовершеннолетними.

Необходимо постоянно проводить работу по формированию трезвеннических установок у несовершеннолетних. Одним из таких методов формирования трезвеннических установок у детей и подростков является система противоалкогольного воспитания в школе.

Основу противоалкогольного воспитания и просвещения в школе составляют следующие принципы:

противоалкогольное просвещение как целостная система противоалкогольного воспитания обязано проводиться на протяжении всех лет обучения и направляться на формирование в сознании детей и подростков нетерпимого отношения ко всяким проявлениям пьянства и алкоголизма;

программа противоалкогольного воспитания обязана предусматривать постепенное, с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся, раскрытие сторон отрицательного воздействия алкоголя на здоровье человека и жизнь общества в целом.

Например, разработанные на основе данных принципов
Е.С. Скворцовой «Методические указания противоалкогольного просвещения в школе» предусматривают:

в начальных классах антиалкогольные беседы (так, например, при прохождении темы «Охрана здоровья»), постановку опытов по действию алкоголя на растения и животных (на уроках природоведения);

начиная с 5 класса беседы и лекции уже могут носить целенаправленный характер и проводиться совместно с доктором, а в более старших классах – с персоналом милиции, юристами;

в 8-10 классах может быть рекомендована следующая пробная антиалкогольная тематика: «Алкоголь и здоровье» «Алкоголь и потомство», «Алкоголь и спорт несовместимы», «Ущерб, наносимый алкоголем обществу», «Алкоголь и правонарушения», «О факторах, способствующих пьянству и алкоголизму среди подростков и юношей» и т. д.

Помимо специализированных лекций и бесед, нужно проводить систематическое противоалкогольное воспитание во время предметного обучения.

Противоалкогольная пропаганда в школах обязана проводиться главным образом силами учителей с приглашением для чтения отдельных лекций профессионалов (медиков, юристов, социологов и др.); противоалкогольное просвещение обязано распространяться и на родителей учащихся.

Наряду с противоалкогольным воспитанием учащихся рациональную просветительную работу нужно проводить и с их родителями. Данная работа обязана носить дифференцированный характер (для родителей младших, для родителей старших учеников) и, как показывает опыт, для донесения информации до целевой аудитории, лучше в результате использовать родительские собрания.

Не менее актуальной является проблема противоалкогольного воспитания учащихся профессионально-технических училищ, средних специализированных учебных заведений, студентов, рабочей молодежи промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Накопившийся опыт свидетельствует о том, что противоалкогольная свободная должность среди данного контингента молодежи, как ни в каких новых социальных группах, обязана носить комплексный и дифференцированный характер.

При планировании и проведении мероприятий по первичной профилактике пьянства и алкоголизма следует постоянно помнить о том, что подростки слишком наблюдательны, восприимчивы и склонны к подражательству. Формируясь, подросток копирует поведение взрослых, иногда делая это подсознательно. Предметом подражания чаще в целом служат не декларативно-императивные утверждения о том, что «пьянствовать нельзя», а образ жизни, поступки, поведение взрослых. И в случае если подростку говорят о высших моральных принципах, о надобности быть честным и справедливым, вести трезвый образ жизни, а в повседневной жизни и во взаимоотношениях окружающих его взрослых людей он видит фальшь, безразличие, жестокость, тягу к стяжательству и пьянство, то «на веру» чаще в итоге берутся не слова, а поступки окружающих подростка людей.

 

 

Зав. сектором наркологии

РНПЦ психического здоровья,

канд. мед. наук                                                           В.П.Максимчук

Разделы сайта